История

Автомобили марки «Honda» неизменно вызывают уважение и восторг уже у нескольких поколений людей. Но не все знают яркую и самобытную историю данной компании. Предлагаем ликвидировать этот пробел.
 
В 1946 году японец Соичиро Хонда, 40-летний инженер и автогонщик, обладатель гибкого мышления и неординарных изобретений, основал компанию, которая стала носить его фамилию.
 
Соичиро происходит из семьи малого достатка. Именно это вынудило его еще в шестнадцатилетнем возрасте уйти из школы, чтобы зарабатывать небольшие деньги в токийском сервисе ремонта автомобилей. Профессия была выбрана не спонтанно: отец мальчика работал кузнецом. Среди его заказов бывали ремонты велосипедов, а также другой техники. Мальчик с детства неплохо разбирался в ремонте, знал правила работы с инструментами и мог помочь отцу наравне с взрослыми.
 
Через шесть лет Соичиро Хонда возвратится в родную провинцию Хамаматсу. На накопленные средства будет открыта небольшая мастерская, профилем деятельности которой станет ремонт.
 
В том же 1928 году юноша запатентовал свое первое изобретение: вставил в колесо металлические спицы вместо деревянных. Уже этот шаг зарекомендовал Хонду на долгие годы как человека, видящего в сложном простое, умеющего усовершенствовать то, что многие считали уже совершенным.
 
Через десять лет Соичиро разработал поршневое кольцо. Фирма «Tokai Seiki Heavy Industry» еще долгое время занималась данным видом производства. Но Вторая мировая война наложила свой темный отпечаток. Производственная деятельность оказалась нарушена. Потому владелец продает завод фирме «Toyota».
 

Знаете ли Вы, что мопед был придуман Хондой совершенно случайно? Изобретатель просто добавил к имеющемуся у него велосипеду мотор. Затея была одобрена друзьями, и они тоже получили по такой «машине». Тогда Соичиро серьезно начал заниматься производством этого вида средств передвижения.
 
Через год после продажи «Tokai Seiki» инженер и изобретатель Соичиро открыл компанию «Honda Technical Research Institute» (в переводе - «Институт технических исследований Хонда»). Следующий год ознаменован стартом в выпуске двухтактного двигателя A-type, чей объем был равен пятидесяти кубическим сантиметрам.
 
Усовершенствованную модель мопеда – мотоцикл – начали производить на базе компании «Honda Motor Company». Это был все тот же «Институт», но с новым названием. Кстати, первая такая машина носила имя «Dream». Действительно, это была мечта каждого: размер двигателя равнялся целым девяноста восьми кубическим сантиметрам.
 
В 1949 году компания пополнилась новым сотрудником. Им стал Такео Фуджисава. Его деятельность распространялась на ведение отчетов по продажам и управление персоналом. Сам же Хонда отвечал за техническую сторону.
 
Фирма открыла филиал в столице Японии - Токио. В том же городе начали заниматься конструированием мотоциклов. Первой ласточкой стал «Dream Type D». «Dream Type E» - следующая версия – развивал скорость уже до семидесяти километров в час.
 
1952 год оказался очень плодотворным. Так, главный офис фирмы переместился в Токио, а в местечке Сайтама заложили завод «Shirako». Был изобретен двигатель мощностью 1,2 лошадиных сил и объемом пятьдесят кубических сантиметров, который назвали «Cub Type F».
 
В следующем году число заводов увеличилось еще на два. Пропорционально этому росло и количество рабочих. Потому был создан профсоюз, в котором рассматривали предложения и просьбы трудящихся.
 
Был налажен выпуск модели «Benly J-type».
 
В 1954 году токийская биржа активно торгует акциями компании Хонда. Скутер «Juno K-type» пользуется спросом в Соединенных Штатах Америки. Все эти успехи способствуют тому, что предприятие получает приглашение на участие в соревнованиях по мотоспорту. Соичиро во главе команды едет сначала в Бразилию, где стартует мотогонка «San Paulo», а затем в Великобританию на «Isle of Man TT». Там он и знакомится с наработками и достижениями автомобильного производства Европы.
 
Еще через год «Honda Motor Company» - уже самый известный японский производитель мотоциклов. Одна из моделей участвовала в гонке «Motorcycle Endurance Road Race», где получила награду за конструкцию и одержала победу в двух классах: 500 и 350 кубических сантиметров. В этом году на суд публики предстали модели «Benly JB», «Dream SA» и «Dream SB-type».
 
Основы корпоративной этики и главные принципы работы были заложены в 1956 году. Мысль, ставшая девизом компании, звучит так: «Сначала человек, потом машина». Именно уважительное отношение к человеку, стремление подарить ему радость от приобретенного автомобиля высокого качества по приемлемой цене – главные составляющие философии фирмы.
 
Основными принципами работы были признаны следующие:
 
- знать цель выполняемой работы и идти к ней с уверенностью;
 
- продуктивно использовать время;
 
- творчески подходить к решению поставленных задач;
 
- стремится к тому, чтобы работа совпадала с представлениями о ней;
 
- искренностью отвечать на искренность;
 
- работать для людей, учитывая их желания и потребности.
 
Кстати, данные пункты действительны и в наши дни. Следование традициям и уважение к прошлому – основные характеристики компании.
 
В том же 1956 году открыли отдел сервиса, начала действовать гарантия на приобретаемую продукцию (в течение года).
 
Центр, занимающийся разработками и различными исследованиями, открылся на заводе «Shirako» в 1957 году. Тот же год стал пиковым для акций компании «Honda» на бирже Токио.
 
И снова удача на стороне компании. На этот раз команда стала победителем в классе 350 кубических сантиметров, приняв участие в мотогонке «Mt. Asama Race». Это была далеко не последняя победа. Скорее, очередная.
 
Следующий год знаменит тем, что любители мотоциклов получили модель «Super Cub».
 
1959 год: фирма Соичиро Хонды признана самым крупным изготовителем мотоциклов в мире. В связи с этим Соединенные Штаты Америки решили основать фирму «American Honda Motor». В следующем году возникла компания «Honda R&D Co., Ltd.», занимающаяся новыми разработками и сопутствующими исследованиями.
 
1960 год стал «золотым» по объему продаж мототехники: до ста тысяч в месяц. Это был абсолютный рекорд данной отрасли.
 
Мотоциклы теперь начали производить и в Тайване, и в Германии. В последней из названных стран было открыто представительство «Honda Deutchland GmbH».
 
Для солидной компании важно качество оборудования, на котором производится продукция, носящая ее название. Поэтому Соичиро Хонда основал завод по изготовлению оборудования в 1962 году. Позднее на его основе была открыта фирма «Honda Engineering Co., Ltd».
 
 
Этот год ознаменовался созданием представительства в еще одной европейской стране, в Бельгии. Его профилем стало конструирование мотоциклов и их продажа на территории Европы.
 
Событием явилось и открытие спорткомплекса «Suzuka Circuit».
 
Но самым важным шагом года можно считать запуск рекламной компании стоимостью 5 миллионов долларов. Она проходила под девизом «You Meet the Nicest People on a Honda», что означает следующее: «Самые лучшие люди ездят на «Хонде», или «Самых лучших людей вы встретите на «Хонде». С ее помощью мотоцикл превратился в недорогое и очень модное средство семейного передвижения.
 
Положение на рынке мототехники установилось на однозначно стабильной отметке. Поэтому «Хонда» решила покорить сферу автомобилестроения.
 
В 1963 году с конвейера сошла модель «S500» класса «спорт», а потом и небольшая грузовая машина «T360». Несмотря на все высказывания министра Японии в сфере промышленности и международной торговли о том, что страна не нуждается в новых производителях автомобилей. Но таков Соичиро Хонда – гениальный изобретатель и неукротимый мятежник.
 
В это же время Бельгия (завод «Honda Benelux N.V.») начинает выпускать мотоциклы.
 
1964 год: участие в германских гонках. Если говорить о расширении производства, то упомянуть необходимо о строительстве по всей территории Японии сервисных заводов - S.F., а также об открытии «Honda France S.A.» - представительства компании во Франции. Немаловажным является и создание завода «Sayama» по производству автомобилей, доступных даже среднему классу, в Сайтаме.
 
Побед в гонках различной сложности одержано множество. Так, модели «S500» и «S600» стали главными призерами гонок в Нюрбургринге.
 
Почему бы не поучаствовать в «Formula-1»? Команда выиграет гран-при в классе тысяча пятьсот кубических сантиметров в Мехико. Данное событие произошло в 1965 году. Тогда же компании открываются двери Великобритании. В ее столице появится представительство «Honda».
 
А мир вновь изумлен открытиями Соичиро и его высокоталантливых сотрудников. На этот раз – мощнейшим генератором «Honda E300».
 
1966 год не менее важен в истории компании. Он запомнился ценителям красоты и комфорта выпуском небольшой модели «N360» и началом продаж (в том числе – за границу) «S800». И, конечно же – одиннадцатикратной победой «Honda» в «Formula-2». Это ярчайший мировой рекорд.
 
Победа в «Formula-1» на кубок гран-при досталась компании в 1967 году, в Италии.
 
Следующий год – особенный: с конвейера завода, расположенного в Соединенных Штатах Америки, сошел миллионный мотоцикл. Кроме этого события, явившегося небольшим праздником для «Honda», можно сказать о том, что команда вновь стала обладателем главного приза гонок «Формулы-1», проходивших во Франции. А также о том, что в этом году был подписан договор, который открывал Соичиро и его коллегам вход на моторынок Мексики и Испании.
 
География представительств расширяется. В 1969 году их обретают Австралия и Канада. А в США стартует выпуск «Dream CB-750 Four» - новой модели мотоцикла.
 
В 1970 году были открыты два важных центра: первый занимался развитием безопасности дорожного движения, а второй осуществлял различные способы борьбы с загрязнением окружающей среды.
 
Год принес и новую компанию, которую назвали «Honda Engineering Co.», а также заложил основы продажи техники в Италии.
 
Компания представила новый двигатель – «Compound Vortex Controlled Combustion» (сокращенно - CVCC) – в 1971 году. И лишь в 1975 году вышел «Акт о чистом воздухе», которому данный двигатель уже соответствовал по своим характеристикам и уровню выбросов.
 
В 1971 г. «Honda» начинает продавать автомобиль «Life», двигатель которого охлаждался с помощью воды. Это время открытия бразильского представительства и начало выпуска мотоциклов разных моделей в Мексике.
 
Одной из лучших дат в истории компании по праву считается 1972-й, поскольку мир получил модель «Civic» - миниатюрную, недорогую машину отличного качества. С этого момента компанию Соичиро Хонды ассоциировали именно с ней. Эта машина станет поистине «народной» маркой.
 
В следующем году гениальный инженер и президент фирмы, носящей его фамилию, уйдет в отставку в возрасте шестидесяти семи лет. Но Соичиро и после формального ухода будет самостоятельно испытывать все модели, выпущенные его фирмой. Уйдет и Такео Фуджисава, правая рука основателя компании.
 
Однако оба они продолжают участвовать в судьбе компании, будучи верховными советниками. Пост президента займет Кийоши Кавашима.
 
В этом году автомобиль «Civic», оснащенный двигателем CVCC, становится доступен покупателю. А технологию «Compound Vortex Controlled Combustion» получают «Isuzu Motors» и « Chrysler Corporation» в соответствии с содержанием контракта, подписанного ими с «Honda». Право использовать данную разработку по лицензии получают и заводы «Ford».
 
1974 год ознаменован нефтяным кризисом в Японии. Большинство фирм-производителей мотоциклов и автомобилей сократили масштабы производства. Только не «Honda». Руководство постановило увеличить объемы производства вдвое и при этом разумно минимизировать стоимость товара. Удивительно, но факт: продажи выросли на целых семьдесят шесть процентов. Для сравнения – «Nissan» и «Toyota» потеряли до сорока процентов от былого количества продаж.
 
Полагаем, никого не удивит, что Соичиро Хонда (не окончивший школы в положенное время) был удостоен в Мичигане почетной степени доктора.
 
Актуальное для наших дней явление – продажа товара в кредит – пришла на ум представителей компании в 1975 году и стала именоваться как «Honda Credit System». Продажи вновь выросли.
 
Компания начала уделять внимание и разнообразным общественным проблемам. Для этих целей был основан «Honda Foundation», или Фонд «Honda».
 
Тот же год показал, что «Civic» - самая экономичная модель. Таковым оказался вывод проведенных Федеральной администрацией энергетики и Агентством по защите окружающей среды Соединенных Штатов Америки исследований. К тому же более миллиона таких машин колесило теперь по мировым просторам.
 
Автомобиль «Honda Accord» выпущен в 1976 году. В 1978 – «Honda Prelude».
 
Полигон «Точиги», на котором проводили испытания новых моделей, открыли в 1979 году.
 
Компания, основанная Соичиро Хондой, вошла в число наиболее крупных производителей автомобилей в Японии в 1980 году. Тогда же наладили выпуск модели «Honda Ballade».
 
Модели «City» и «Vigor» появились в 1981 году. В то же время общее число произведенной техники перевалило за цифру пять миллионов. Не удивительно, что акции компании «Honda» появились в котировках биржи Лондона.
 
На заводе в США (штат Огайо) модель «Accord» станут собирать в 1982 г. Тогда же мотоцикл «Honda XL500R» завоюет золото ралли «Париж – Дакар».
 
С 1968 по 1983 г. компания не участвовала в соревнованиях «Формула-1». Но в 1983 году за штурвал болидов садятся прославленные пилоты - Айртон Сена и Алан Прост.
 
До 1989 года «Honda» лидирует в чемпионатах различных уровней.
 
Новая модель автомобиля, названная «Ballade Sports CRX» была представлена на суд знатоков. И в том же 1983 году компания заключила договор с «Austin Rover Group», в котором было обозначено, что с того момента разработки будут вестись совместными усилиями.
 
 
Президентом компании «Honda» после отставки Кавашимы становится Тадаши Куме.
 
Модели «Integra», «Legend» и «Life» были продемонстрированы в 1985 году. Тогда же объем силовой продукции проходил под отметкой десяти миллионов единиц.
 
В 1986 г. компания разрабатывает систему четырехколесного управления, или 4WS. Автомобили «Honda Accord» начинают сходить с конвейера канадского завода.
 
Уже в следующем году все четыре колеса становятся ведущими в модели «Prelude». А компания заявляет о начале разработки системы безопасности в виде SRS – подушек безопасности. Количество «Civic» в 1987 году станет равно пяти миллионам.
 
Произведем обзор 1988 года: автомобиль модели «Honda Accord Coupe» и мотоцикл «Gold Wing Touring» стали поставлять в Японию из Соединенных Штатов.
 
Журнал «Motor Trend» составляет шкалу популярности автомобилей. В этом списке лидирующие позиции занимают модели «CRX», «Prelude» и «Civic». По данным журнала «Car and Driver», «Honda Accord» - машина, входящая в десятку самых известных в США моделей. В том же году инженеры завершили работу над «Honda Concerto».
 
В конце 80-х годов в Соединенных Штатах Америки Соичиро Хонда оказывается единственным жителем азиатского государства, портрет которого занял место в Зале автомобильной славы. «Accord» становится самой популярной машиной в той же стране. А миру презентуют системы TCS и VTEC.
 
Автомобиль «Honda NSX» класса «gran turismo», включающий в себя все самые последние разработки, представили в 1990 году. Эта модель явилась откровенным вызовом модельному ряду спортивных машин марки «Ferrari».
 
Каждый месяц 1990 года увеличивал общее число мотоциклов на три миллиона.
 
Мысль разработчиков компании «Honda» не стояла на месте. Теперь она развивалась в русле экологически чистых средств передвижения. Автомобиль «Dream», работающий от солнечных батарей, получил серебро гонки «World Solar Challenge». Заметили: первый мотоцикл и машина, отвечающая требованиям соблюдения чистоты окружающей среды, имеют одно название.
 
1991 год прошел под приспущенными флагами. Умер Соичиро Хонда. Гениальному основателю компании было 85 лет.
 
Но производство не остановилось. И уже в следующем году появилась модель «CR-X Del Sol», а любимцу автомобилистов «Civic» исполнилось два десятка лет. Той же цифрой, но исчисляемой в миллионах, отметили совокупное количество японских авто, силовой продукции и мотоцикла «Super Cub», сошедших с конвейеров многочисленных заводов.
 
«Формула-1» вновь осталась без участников, представляющих компанию, в 1993 году. В то же время был открыт Коллекционный зал, разместившийся в спортивном комплексе «Suzuka Circuit».
 
Система автоматического распределения крутящего момента (сокращенно - ATTS) была представлена в 1996 году. В том же году на свет появляются модели «Logo», «Stepwgn». Инженеры заявляют о работе над роботом-андроидом, который сможет стать другом и помощником человека.
 
Руководствуясь потребностями нового времени, «Honda» работает над улучшением характеристик выпускаемых единиц техники в области экологической чистоты. Так, появляются машины, топливом для которых становятся электричество и газ. Двигатель перестраиваются таким образом, чтобы сокращалась концентрация опасных примесей в выхлопном газе.
 
Год 1996: выпущен электромобиль «Honda EV PLUS». В следующем году инженеры и дизайнеры трудятся над автомобилями-гибридами, располагающими системой IMA. Создаются двигатели, отличающиеся тем, что уровень их выбросов равен нулю. Их именовали «ZLEV».
 
В 1997 году общее число мотоциклов, произведенных на всех заводах «Honda», сравнялось с цифрой 100 000 000.
 
Компания отметила свой пятидесятилетний юбилей в 1998 году. Тогда же велась работа над «Hyper VTEC» - инновационной системой газораспределения, моделями «HR-V» и «S2000».
 
В 1999 году фирма вновь выступает в гонках «Formula-1». За штурвалом – команда «British American Racing».
 
Человекоподобный робот Asimo, который станет помощником во всех домашних делах в обозримом будущем, познакомился с людьми в 2000 году.
 
2001 год запомнился появлением небольшого, но вместительного автомобиля модели «Fit» и тем, что «Honda Accord» вновь заявила о себе как о наиболее востребованной модели в Соединенных Штатах Америки.
 
Стоит сказать о настоящем компании «Honda». В наши дни это процветающий разработчик, производитель и продавец двигателей, мотоциклов, легковых машин, техники специального назначения и силовой продукции.
 
Специалисты фирмы продолжают экспериментировать. И не только в области автомобилестроения. Разрабатываются и применяются навигационные системы, закладываются заводы, отвечающие требованиям сохранения экологической чистоты атмосферы.
 
Компания продолжает принимать участие во многих видах спорта, предполагающих соревнование возможностей человеческого ума, ловкости и технических наработок.
 
На сегодняшний день тридцать три страны мира и почти сто двадцать заводов производят технику «Honda» во множестве экземпляров. Ведущее положение компания занимает в сфере выпуска мотоциклов различных моделей (входит в мировую десятку). При этом невозможно умалить ее значения в роли автомобилестроителя. «Honda» выступает против интеграции в какой-либо концерн. У нее свое лицо, свое направление, свой стиль.